Противоречия представляют собой атрибут любого взаимодействия людей. Более того, противоречивость свойственна природе мышления, в основе которого лежит единство тезиса и антитезиса. Противоречия служат стимулом развития идей и поиска правильных решений. Негативный момент противоречий заключается в возникновении дискуссий, переходящих в полемику и далее в конфликты, по мере того, как в условиях столкновения интересов растет негативное эмоциональное напряжение и возникает конфронтация, препятствующая конструктивному сотрудничеству.
Медиация не только приводит стороны конфликта к мирному соглашению, но и помогает восстанавливать конструктивное сотрудничество между противодействующими сторонами, открывая перспективу партнерских отношений. Благодаря медиатору сообщество, в котором обострились противоречия, преодолевает препятствия своему развитию.
Медиация проводится нейтральным посредником, обладающим соответствующей компетенцией. Имеются в виду комплекс личностных свойств, включающих интеллектуальные способности, жизненный опыт и психологические установки, а также совокупность профессиональных качеств – знаний и навыков, обеспечивающих посредничество в конфликте с соблюдением принципов добровольности, нейтральности, конфиденциальности и доверительности.
Медиатор, действуя в соответствии с запросом, обращается и к интеллекту и к эмоциям сторон спора, обращая внимание на плодотворность конструктивного сотрудничества, в то время как судья и адвокат адресуются, прежде всего, к интеллекту с указанием санкций в случае, если оппоненты продолжат конфронтацию.
Современная медиация подобна путнику, который отправился искать лучшую жизнь, встретил на дороге множество препятствий и сосредоточил свои усилия на их преодолении, упустив из виду начальный и конечный пункты маршрута следования. Несмотря на многообразие литературных сведений относительно трудностей и особенностей урегулирования конфликтов, остается не ясной природа конфликта – отправной точки медиации, и не понятна природа толерантности – главной цели медиации. Медиатору требуется навигатор, помогающий выявлять провокаторов конфликтной ситуации, а также позволяющий определять направление и этапы выхода из этой ситуации. Методика «Карта медиации» – это профессиональный инструмент медиатора. Предлагаемая в данной работе классификация конфликтов по критериям провокации и направлениям выхода из конфликтной ситуации служит основой навигатора, помогающего сначала определить местоположение в информационной конфликтной среде, а затем обозначить вектор усилий медиатора. В приложении содержатся шаблоны соглашений, регламентирующих урегулирование конфликтов. Приводится ряд методик, облегчающих работу медиатора, и тезаурус терминов, характеризующих природу конфликта и медиации. Данная работа предназначена для практикующих медиаторов и всех тех, кто волей-неволей занимается конфликтами и построением толерантных отношений.
Н.М.Лаврова, В.В. Лавров, Н.В. Лавров Конфликт и карта медиации.—СПб: Бридж. 2012. 144 с.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Цель:обучение специалистов по медиации и усовершенствование профессиональной подготовки специалистов, работающих в конфликтной сфере
Категории слушателей:психологи, адвокаты, риелторы, нотариусы, судьи, менеджеры, организационные консультанты, руководители среднего и высшего звена, психотерапевты, социальные работники, специалисты со средним профессиональным или высшим профессиональным образованием
Продолжительность обучения:501 час , 4 модуля
Форма обучения: интерактивный тип обучения с использованием кейсов, ролевых игр, деловых игр, с привлечением видеообратной связи. Обучение без отрыва от работы (вечернее, очное и заочное)
Режим занятий: интенсив по 10 часов в день (возможно распределение по 4 учебных часа в день, 4 раза в неделю).
Наименование разделов, дисциплин и тем по модулям
Всего часов
В том числе:
Форма итогового контроля
лекции
практ. занятия
№
ШКОЛА МЕДИАЦИИ
501
1.
Модуль 1.
Введение в профессию медиатора.
125
1.1.
Универсальная модель профессиональной компетенции медиатора. 3 ТИПОВЫХ УРОВНЯ МЕДИАЦИИ: стандартный, вероятностный, вероятностно-креативный. Сфера приложения услуги медиации: семейные проблемы, судебные споры (досудебное соглашение, судебное разбирательство и послесудебное налаживание сотрудничества), противоречия в бизнесе (в частности, риелторство, бесконфликтное сопровождение важных бизнес-проектов), конфликты в производственных организациях, в образовательных учреждениях и в общественных организациях.
40
20
20
1.2.
Интеллектуальные личностные качества медиатора:
1)Интеллектуальность: коммуникативные навыки (тренинги трансляции информации). Информация и ее системные свойства. Выяснение контекстов сторон и преодоление несоответствия контекстов.
2)Интеллектуальность: обладание креативностью, вследствие нестандартности конфликтов, которые требуется разрешать (тренинги креативности)
3)Интеллектуальность: способность системного анализа конфликтного социума (выявление общих интересов и противоречий)
4)Интеллектуальность: способность принимать решения при недостатке полезной информации и навыки сопротивления дезинформации (тренинг с использованием Голлин-теста)
5)Интеллектуальность: способность мобилизовать интуицию (тренинг интуиции)
40
20
20
1.3.
Эмоциональные личностные качества:
1)Эмоциональность: сохранение «нейтральности» по отношению к сторонам конфликта
3)Измерение эмоционального состояния (Интегративный тест тревожности)
4)Стили медиации. Ситуационные стили действий медиатора в качестве лидера/менеджера. Эмоциональный интеллект. Ассертивность (самоутверждение)- доброжелательная настойчивость. Эмпатия.
5)Психотерапия в медиации. Мобилизация личной ответственности клиентов – базисный момент медиации. Оптимизация функционального состояния и отработка проблем личной психологической уязвимости.
41
20
21
1.4.
Знания, практические навыки, инструментарий.
4
4
Итоговый контроль
экзамен
2.
Модуль 2.
Типология конфликтов и классификация алгоритмов разрешения конфликтов
125
2.1.
Способ классификации структуры конфликтов:
1)По составу противодействующих сторон – межличностные конфликты, личностно-групповые, межгрупповые, а также внутриличностные конфликты.
2)По истокам возникновения
3)По мотивации сторон на решение спорных проблем.
4)По сфере развертывания (семья, бизнес, суд и т.д.).
5)По соотношению потенциальных возможностей спорных сторон (по иерархии руководитель/подчиненный, по возрасту, по физической силе, по уровню благосостояния и т.д.).
Инструментарий: схема конфликта, использование генограммы в модификации Лавровых, ресурсограммы/инфограммы, а также метода социограммы Морено.
24
12
12
2.2.
Классификация конфликтов по состоянию:
1)По времени продолжения и глубине
2)По степени напряжения
3)По жизненной значимости проблем
4)По количеству спорных проблем (точечных и «глобальных»)
5)По массе сторон вовлеченных в спор
24
12
12
2.3.
Классификация конфликтовпо способу разрешения. Алгоритмы разрешения конфликтов.
Инструментарий: методика оценки функциональности поведения, типология конфликтов (по Лавровым), тест конфликтной мотивации сторон (по Томасу)
24
12
12
2.4.
Закономерности течения и трансформации конфликта по мере развития и угасания Инструментарий: анализ механизма «порочного круга»
25
12
13
2.5.
Внешнее влияние на развитие конфликтов (технологии управления конфликтом):
1)Направления развития неуправляемого конфликта
2)Влияние окружающих на развитие конфликта внутри микросоциума
3)Возможности медиатора управлять конфликтом и изменять течение конфликта, разрушив «порочный круг» информационно-эмоциональных отношений
4)Возможности медиатора корректировать установки спорных сторон, используя инструментарные методики.
Инструментарий: методика оценки функциональности поведения, методика Томаса по анализу установок спорных сторон
24
12
12
Итоговый контроль
4
4
экзамен
3.
Модуль 3.
Теория партнерства и сотрудничества
125
3.1.
Особенности дискуссии, полемики и конфликта.
30
15
15
3.2.
Семья и организация в системно-информационном аспекте
(тренинг командообразования)
30
15
15
3.3.
Переход от дисфункциональных стратегий поведения к функциональным, отказ от негативных установок решения конфликта в пользу сотрудничества.
30
15
15
3.4.
Системность информации. Контексты сторон конфликта и степень их несоответствия. Выход из «порочного круга» информационно-эмоциональных отношений.
31
15
16
Итоговый контроль
4
4
экзамен
4.
Модуль 4.
Технология этапной медиации
126
4.1.
Соглашение о процедуре медиации.
15
6
9
4.2.
Формулирование комплексного запроса на медиацию с учетом ожиданий и динамики интересов сторон. Инструментарий: структурированное интервью.
15
6
9
4.3.
Анализ интеллектуального и эмоционального состояния спорных сторон. Инструментарий: структурированное интервью, тест ИТТ для измерения эмоционального состояния, тест Голлина для оценки способности интеллекта преодолевать дефицит полезной информации и дезинформацию
15
6
9
4.4.
Анализ отношений сторон и определение способа решения противоречий. Инструментарий: отражение структуры микросоциума с помощью методик генограммы и ресурсограммы/инфограммы, оценка функционального ресурса микросоциума, тест Томаса для выяснения установок сторон. Использование классификации конфликтов для выбора оптимального типа разрешения противоречий.
15
6
9
4.5.
Поиск приемлемых решений и достижение медиативного соглашения. Инструментарий: структурированное интревью.
15
6
9
4.6.
Выбор способа взаимодействия сторон по выполнению решения. Составление заявления об утверждении медиативного соглашения в суде или оформления в виде гражданско-правовой сделки. Инструментарий: структурированное интервью.
15
6
9
4.7.
Сопровождение сторон при реализации решения. Инструментарий: анализ изменений в отношениях сторон с помощью методов генограммы и ресурсограммы/инфограммы
16
6
10
4.8.
Определение перспективы партнерства. Инструментарий: определение проблемных зон, отмеченных с помощью с помощью методов генограммы и ресурсограммы/инфограммы, выявление способов выхода из этих зон