личный кабинет

регистрация

логин:
пароль:

запомнить

Образовательные
проекты
Творчество в
психотерапии
Психологическая
помощь
Бизнес-
консалтинг
Нейро-
физиологический
консалтинг
Тренинги

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВЫ МЕДИАЦИИ

 Противоречия представляют собой атрибут любого взаимодействия людей. Более того, противоречивость свойственна природе мышления, в основе которого лежит единство тезиса и антитезиса. Противоречия служат стимулом развития идей и поиска правильных решений. Негативный момент противоречий заключается в возникновении дискуссий, переходящих в полемику и далее в конфликты, по мере того, как в условиях столкновения интересов растет негативное эмоциональное напряжение и возникает конфронтация, препятствующая конструктивному сотрудничеству.

Медиация не только приводит стороны конфликта к мирному соглашению, но и помогает восстанавливать конструктивное сотрудничество между противодействующими сторонами, открывая перспективу партнерских отношений. Благодаря медиатору сообщество, в котором обострились противоречия, преодолевает препятствия своему развитию.

Медиация проводится нейтральным посредником, обладающим соответствующей компетенцией. Имеются в виду комплекс личностных свойств, включающих интеллектуальные способности, жизненный опыт и психологические установки, а также совокупность профессиональных качеств – знаний и навыков, обеспечивающих посредничество в конфликте с соблюдением принципов добровольности, нейтральности, конфиденциальности и доверительности.

Медиатор, действуя в соответствии с запросом, обращается и к интеллекту и к эмоциям сторон спора, обращая внимание на плодотворность конструктивного сотрудничества, в то время как судья и адвокат адресуются, прежде всего, к интеллекту с указанием санкций в случае, если оппоненты продолжат конфронтацию.

 

Современная медиация подобна путнику, который отправился искать лучшую жизнь, встретил на дороге множество препятствий и сосредоточил свои усилия на их преодолении, упустив из виду начальный и конечный пункты маршрута следования. Несмотря на многообразие литературных сведений относительно трудностей и особенностей урегулирования конфликтов, остается не ясной природа конфликта – отправной точки медиации, и не понятна природа толерантности – главной цели медиации. Медиатору требуется навигатор, помогающий выявлять провокаторов конфликтной ситуации, а также позволяющий определять направление и этапы выхода из этой ситуации. Методика «Карта медиации» – это профессиональный инструмент медиатора. Предлагаемая в данной работе классификация конфликтов по критериям провокации и направлениям выхода из конфликтной ситуации служит основой навигатора, помогающего сначала определить местоположение в информационной конфликтной среде, а затем обозначить вектор усилий медиатора. В приложении содержатся шаблоны соглашений, регламентирующих урегулирование конфликтов. Приводится ряд методик, облегчающих работу медиатора, и тезаурус терминов, характеризующих природу конфликта и медиации. Данная работа предназначена для практикующих медиаторов и всех тех, кто волей-неволей занимается конфликтами и построением толерантных отношений.

Н.М.Лаврова, В.В. Лавров, Н.В. Лавров Конфликт и карта медиации.—СПб: Бридж. 2012. 144 с.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Цель:  обучение специалистов по медиации и усовершенствование профессиональной подготовки специалистов, работающих в конфликтной сфере

Категории слушателей: психологи, адвокаты, риелторы, нотариусы, судьи, менеджеры, организационные консультанты, руководители среднего и высшего звена, психотерапевты, социальные работники, специалисты со средним профессиональным или высшим профессиональным образованием

Продолжительность обучения:  501 час , 4 модуля

Форма обучения: интерактивный тип обучения с использованием кейсов, ролевых игр, деловых игр, с привлечением видеообратной связи. Обучение без отрыва от работы (вечернее, очное и заочное)

Режим занятий: интенсив по 10 часов в день (возможно распределение по 4 учебных часа в день, 4 раза в неделю).

Наименование разделов, дисциплин и тем по модулям

Всего часов

В том числе:

Форма итогового контроля

лекции

практ. занятия

ШКОЛА МЕДИАЦИИ

501

 

 

 

1.

Модуль 1.

Введение в профессию медиатора.

125

 

 

 

1.1.

Универсальная модель профессиональной компетенции медиатора. 3 ТИПОВЫХ УРОВНЯ МЕДИАЦИИ: стандартный, вероятностный, вероятностно-креативный. Сфера приложения услуги медиации: семейные проблемы, судебные споры (досудебное соглашение, судебное разбирательство и послесудебное налаживание сотрудничества), противоречия в бизнесе (в частности, риелторство, бесконфликтное сопровождение важных бизнес-проектов), конфликты в производственных организациях, в образовательных учреждениях и в общественных организациях.

40

20

20

 

1.2.

Интеллектуальные личностные качества медиатора:

1)      Интеллектуальность: коммуникативные навыки (тренинги трансляции информации). Информация и ее системные свойства. Выяснение контекстов сторон и преодоление несоответствия контекстов.

2)      Интеллектуальность: обладание креативностью, вследствие нестандартности конфликтов, которые требуется разрешать (тренинги креативности)

3)      Интеллектуальность: способность системного анализа конфликтного социума (выявление общих интересов и противоречий)

4)      Интеллектуальность: способность принимать решения при недостатке полезной информации и навыки сопротивления дезинформации (тренинг с использованием Голлин-теста)

5)        Интеллектуальность: способность мобилизовать интуицию (тренинг интуиции)

40

20

20

 

1.3.

Эмоциональные личностные качества:

1)      Эмоциональность: сохранение «нейтральности» по отношению к сторонам конфликта

2)      Эмоциональность: антивыгорание (тренинг стрессозащищенности)

3)      Измерение эмоционального состояния (Интегративный тест тревожности)

4)      Стили медиации. Ситуационные стили действий медиатора в качестве лидера/менеджера. Эмоциональный интеллект. Ассертивность (самоутверждение)  - доброжелательная настойчивость. Эмпатия.

5)         Психотерапия в медиации. Мобилизация личной ответственности клиентов – базисный момент медиации. Оптимизация функционального состояния и отработка проблем личной психологической уязвимости.

41

20

21

 

1.4.

Знания, практические навыки, инструментарий.

4

 

4

 

 

Итоговый контроль

 

 

 

экзамен

2.

Модуль 2.

Типология конфликтов и классификация алгоритмов разрешения конфликтов

125

 

 

 

2.1.

Способ классификации структуры конфликтов:

1)      По составу противодействующих сторон – межличностные конфликты, личностно-групповые, межгрупповые, а также внутриличностные конфликты.

2)      По истокам возникновения

3)         По мотивации сторон на решение спорных проблем.

4)      По сфере развертывания (семья, бизнес, суд и т.д.).

5)      По соотношению потенциальных возможностей спорных сторон (по иерархии руководитель/подчиненный, по возрасту, по физической силе, по уровню благосостояния и т.д.).

Инструментарий: схема конфликта, использование генограммы в модификации Лавровых, ресурсограммы/инфограммы, а также метода социограммы Морено.

24

12

12

 

2.2.

Классификация конфликтов по состоянию:

1)      По времени продолжения и глубине

2)      По степени напряжения

3)      По жизненной значимости проблем

4)      По количеству спорных проблем (точечных и «глобальных»)

5)        По массе сторон вовлеченных в спор

24

12

12

 

2.3.

Классификация конфликтов по способу разрешения. Алгоритмы разрешения конфликтов.

Инструментарий: методика оценки функциональности поведения, типология конфликтов (по Лавровым), тест конфликтной мотивации сторон (по Томасу)

24

12

12

 

2.4.

Закономерности течения и трансформации конфликта по мере развития и угасания Инструментарий: анализ механизма «порочного круга»

25

12

13

 

2.5.

Внешнее влияние на развитие конфликтов (технологии управления конфликтом):

1)      Направления развития неуправляемого конфликта

2)      Влияние окружающих на развитие конфликта внутри микросоциума

3)      Возможности медиатора управлять конфликтом и изменять течение конфликта, разрушив «порочный круг» информационно-эмоциональных отношений

4)      Возможности медиатора корректировать установки спорных сторон, используя инструментарные методики.

Инструментарий: методика оценки функциональности поведения, методика Томаса по анализу установок спорных сторон 

24

12

12

 

 

Итоговый контроль

4

 

4

экзамен

3.

Модуль 3.

Теория партнерства и сотрудничества

125

 

 

 

3.1.

Особенности дискуссии, полемики и конфликта.

30

15

15

 

3.2.

Семья и организация в системно-информационном аспекте

(тренинг командообразования)

30

15

15

 

3.3.

Переход от дисфункциональных стратегий поведения к функциональным, отказ от негативных установок решения конфликта в пользу сотрудничества.

30

15

15

 

3.4.

Системность информации. Контексты сторон конфликта и степень их несоответствия. Выход из «порочного круга» информационно-эмоциональных отношений.

31

15

16

 

 

Итоговый контроль

4

 

4

экзамен

4.

Модуль 4.

Технология этапной медиации

126

 

 

 

4.1.

Соглашение о процедуре медиации.

15

6

9

 

4.2.

Формулирование комплексного запроса на медиацию с учетом ожиданий и динамики интересов сторон. Инструментарий:  структурированное интервью.

15

6

9

 

4.3.

Анализ интеллектуального и эмоционального состояния спорных сторон. Инструментарий:  структурированное интервью, тест ИТТ для измерения эмоционального состояния, тест Голлина для оценки способности интеллекта преодолевать дефицит полезной информации и дезинформацию

15

6

9

 

4.4.

Анализ отношений сторон и определение способа решения противоречий. Инструментарий: отражение структуры микросоциума с помощью методик генограммы и ресурсограммы/инфограммы, оценка функционального ресурса микросоциума, тест Томаса для выяснения установок сторон. Использование классификации конфликтов для выбора оптимального типа разрешения противоречий.

15

6

9

 

4.5.

Поиск приемлемых решений и достижение медиативного соглашения. Инструментарий: структурированное интревью.

15

6

9

 

4.6.

Выбор способа взаимодействия сторон по выполнению решения. Составление заявления об утверждении медиативного соглашения в суде или оформления в виде гражданско-правовой сделки. Инструментарий: структурированное интервью.

15

6

9

 

4.7.

Сопровождение сторон при реализации решения. Инструментарий: анализ изменений в отношениях сторон с помощью методов генограммы и ресурсограммы/инфограммы

16

6

10

 

4.8.

Определение перспективы партнерства. Инструментарий: определение проблемных зон, отмеченных с помощью с помощью методов генограммы и ресурсограммы/инфограммы, выявление способов выхода из этих зон

16

6

10

 

 

Итоговый контроль

4

 

4

Зачет

 

Защита

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

501

 

 

 

 

                   

© 2010 Синергия

Создание сайта - sitespring.ru